Версия для слабовидящих

 

       

 

 

директор МБОУ "Мастахская СОШ"

Баишева Маргарита Прокопьевна

     
 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П.Егорова"

села Мастах Кобяйского района  Республики Саха (Якутия)

«Cохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса посредством философии народа Саха «Кут-сүр»

Авторы проекта: творческая группа «Здоровье»

Павлова Варвара Николаевна

Кононова Дария Николаевна

Алексеева Татьяна Николаевна

Семенова Нина Игоревна

Яковлева Айталина Ивановна

 

Наша программа основана на философской концепции формирования человеческой души «Кут-сюр» народа Саха. Нужно отметить ее стержневую линию, осмысляющую развитие человека и общества в согласии с Природой. Якутами разработана  познавательная система, доведенная до понимания не только основополагающих моментов души, но и структурной ее детализации, системных связей  с телом человека и миром.

По якутской мифологии в каждом человека заключено три души: ийэ-кут (мать-душа), буор-кут (земля-душа) и салгын-кут (воздух-душа).По верованию якутов, создателем  кут считался главный жрец пантеона  божеств Юрюнг Айыы Тойон. По мнению Трощанского, Айыысыт соединяет все три элемента  его души: ийэ-кут, буор-кут и салгын-кут в одну душу-кут. Соединение трех элементов души-кут происходит следующим образом. Айыысыт из земли берет «буор-кут», из воздуха «салгын-кут», соединяет их с ийэ-кут.

Помимо кут, по представлениям якутов, существует «сюр», составляющий единое целое с трехсоставной душой человека. Он бессмертен. Сюр считался также божественным даром.

По мифологическим представлениям якутов, все три элемента кут составляли внутреннее состояние человека, а сюр – показатель его психики, выраженный через жизненную силу.

 Философия основана  на  осознание человеком:

  •  динамики развития мира, его разнообразия и взаимозависимость;
  •  принадлежности ко всему человеческому роду;
  •  ответственности перед предками и потомками;
  •  необходимости строить свою жизнь самому.

Модель выпускника – это тот, кто чувствами и разумом воспринимает себя как органическую частицу бессмертной жизни.

 

Наша цель: достижение гармоничного развития человека и общества в согласии с Природой, это эволюция образования.

Вопросы, направляющие проект

Проблема. Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья, основанной на философии  «Кут-сюр». Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей поведение детей, их стремление вести здоровый образ жизни.

Цель проекта:

Целенаправленное создание условий, способствующих укреплению здоровья учащихся в национальной школе, опираясь на философии народа Саха «Кут-сюр»

Задачи:

  • дать представление о влиянии  философии «Кут-сюр» на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни;
  • формировать навыки рационального питания, закаливания, физической культуры;
  • освоить алгоритм создания проекта, основанного на потребности детей.
  • Внедрение учителями в образовательный процесс новых здоровьесберегающих технологий;
  • Ведение обработки аналитических материалов, соотнесение поставленных задач и корректировка в случае необходимости основных видов деятельности;

Тип проекта: информационно–практико–творческий.