Версия для слабовидящих

 

       

 

 

директор МБОУ "Мастахская СОШ"

Баишева Маргарита Прокопьевна

     
 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П.Егорова"

села Мастах Кобяйского района  Республики Саха (Якутия)

                  Утверждаю

                                                                Директор МБОУ «Мастахская СОШ

имени Н.П.Егорова»

                                                        ______________________Баишева М.П.

 

 

Программа

«Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»

 на 2018-2019 учебный год

 

Цель программы:

Ø   профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

 

Основные задачи:

Ø  создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;

Ø  изучение особенностей психолого-педагогического статуса  учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

Ø  обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска.

Актуальность

            Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей.

С недавнего времени серьёзной проблемой стали так называемые «группы смерти», функционирующие на просторах сети Internet и уже приведшие к детскому и подростковому суициду.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.

            Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

           Таким образом, актуальность работы по описанному направлению неоспорима - данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Длительность программы 1 год

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год (в периоды проведения Месячников психологического здоровья).

Программу реализует педагог-психолог Иванова Юлия Юрьевна

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения и психологического обследования

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

 

Планируемые результаты

            Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением, избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

 

Список литературы, использованной при разработке программы

  1. Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования.: Краснодар, 2013 (электронная версия)
  2. Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Купреева А.Е. Укрепление психического здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) / Методические рекомендации. – Красноярск, 2013 г. – с. (электронная версия)
  3. Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Долгушина Е.Е., Мартынова Т.Ф. Диагностика эмоционального состояния учащихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) / Методические рекомендации. – Красноярск, 2013 г. – 40 с. (электронная версия)
  4. Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях (отправлены гл. спец. А. Ю. Санниковой МКУ «Усть-Янское РУО») (электронная версия)
  5. Интернет-ресурсы: минобрнауки.рф/департаменты/384/файл/8470/Вихристюк суициды.pdf; минобрнауки.рф/департаменты/384/файл/8472/Сборник памяток суициды.pdf.

 

Содержание основных понятий.

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Содержание работы

Формы и методы

Группа

участников

Сроки

Предполагаемый результат

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление депрессии, агрессивных и аутоагрессивных тенденций

Диагностические исследования в рамках МПЗ с использованием следующих методик:

1. «Оценка школьной мотивации» (Автор Н. Г. Лусканова);

2. Методика «Дерево с человечками» (Автор Д. и Д. Лампен)

3. «Опросник САН» (Авторы В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников);

4. Методика на выявление и предупреждение самоубийств (В.П. Костюкевич,  А.А.Биркин, В.П. Войцеха, А.А. Кучер);

5. Методика диагностики эмоционального выгорания (Автор В. В. Бойко).

6. Методика «ТиД» (Автор: Ч. Спилбергер модификация Ю. Л. Ханина)

1. «Оценка школьной мотивации» (Автор Н. Г. Лусканова);

2. Методика «Красивый рисунок» (Авторы: Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер);

3. Тест  НСВ – 10

4. Методика ТиД (Автор: Ч. Спилбергер модификация Ю. Л. Ханина)

5. «Шкала депрессии Зунге» (Модификация Т. И. Балашовой);

6. Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) (адаптация Водопьянова, Н. Е. Методика К. Маслач и С. Джексон.)

 

Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми.

 

 

 

 

1-4 кл.

 

 

1-4 кл.

 

 

4-11 кл., педагоги

 

 

5-11 кл.

 

 

 

 

педагоги

 

 

педагоги

 

 

1-4 кл.

 

 

1-5 кл.

 

 

5-11

8-11

6-11, педагоги

 

педагоги

 

 

 

 

III четверть (в период проведения осеннего МПЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIIIV четверть (в период проведения весеннего МПЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По запросу

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Своевременное определение уровня эмоционального выгорания педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

2.Коррекционно-развивающая работа

 

Для учащихся:

1. Урок-игра «Подари улыбку другу»

 

2.  Интерактивное занятие «Город дружбы»

 

3. Совместные тренинговые занятия учителей и учащихся:

- «Идеальный портрет»;

- «Учимся друг у друга».

 

 

 

4. Коррекционно-развивающее занятие «Экспромт «В мире животных»

 

5. Час общения для подростков «Как помочь другу в кризисной ситуации?»

 

 

 

6. Коррекционные занятия по снятию тревожности, нормализации эмоционального фона (при необходимости)

 

Для педагогов:

8. Тренинги для педагогов:

- «Поможем подростку в кризисной ситуации»;

- «Как не «сгореть» на работе?»

 

 

 

Для родителей:

9. Совместные тренинговые занятия детей и родителей:

- «Понимать своего ребенка. Что это значит?»;

- "Как прекрасно, что мы рядом!"

 

10. Индивидуальная коррекция попавших в кризисную ситуацию

 

1-4 кл.

 

 

1-4 кл.

 

 

 

 

 

5-11 кл.

5-11 кл.

 

 

 

 

1-11 кл.

 

 

 

5-11 кл.

 

 

 

 

 

 

1-11 кл.

 

 

 

 

 

 

 

педагоги

 

педагоги

 

 

 

 

 

5-11 кл., родители

5-11 кл., родители

 

 

октябрь

 

 

март

 

 

 

 

 

ноябрь

март

 

 

 

 

октябрь

 

 

 

март

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

октябрь-ноябрь

 

март

 

 

 

 

 

октябрь-ноябрь

март

 

 

 

 

в течение года

Развитие групповой сплоченности, межличностной толерантности, позитивной коммуникации.

 

 

Улучшение взаимопонимания между педагогами и детьми; снижение уровня тревожности школьников; профилактика эмоционального выгорания учителей

 

Снижение уровня тревожности, формирование уверенности в себе

Развитие групповой сплоченности, навыков доброжелательного, эмпатийного общения, профилактика конфликтов

Укрепление психического здоровья учащихся

 

 

 

 

 

Развитие навыков конструктивного общения с подростками, находящимися в кризисной ситуации. Профилактика эмоционального выгорания.

 

Укрепление внутрисемейных отношений; выявление учащихся, имеющих проблемы в отношениях с родителями.

 

Повышение сопротивляемости стрессу, развитие эмоционально – волевой сферы, нормализация эмоционального фона.

Просветительская и профилактическая работа

Для учащихся:

1. Проведение классных часов:

- «Ценность моей жизни»;

- «Мужество быть»

 

Распространение памяток по профилактике суицидального поведения.

 

Для педагогов:

Проведение семинаров:

- «Примерный алгоритм исследования

риска суицидального поведения

у обучающихся педагогами»;

- «Организация деятельности в ситуации

совершенного  суицида или риска суицидального поведения»

- «Вопросы, которые следует задать педагогу ребенку, который может совершить самоубийство и обратился к Вам за помощью».

 

Распространение памяток по профилактике суицидального поведения.

 

Для родителей:

Выступления на родительских собраниях:

- «Профилактика агрессивного поведения  учащихся»;

- «Суицид среди подростков».

Распространение памяток по профилактике суицидального поведения.

 

 

 

1-11 кл.

1-11 кл.

 

8-11 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

март

 

декабрь

 

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

январь

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

февраль

 

 

 

 

 

 

октябрь

 

 

март

 

май

 

 

 

Психологическое просвещение школьников, оказание помощи в обретении смысла жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение компетентности педагогов при работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Недопущение совершения суицида среди учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Психологическое просвещение родителей. Недопущение совершения суицида среди учащихся.

Организационно-методическая  работа

Знакомство с паспортами семей группы риска, оформленными соц. педагогом.

 

Сотрудничество с соц. педагогом

Сентябрь-октябрь

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Подготовка к проведению месячников психологического здоровья учащихся (по отдельному плану).

Все участники образоват. процесса

осень, весна

Формирование позитивного отношения к жизни, укрепление психологического здоровья учащихся.

Знакомство с информацией по профилактике аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, размещенной на сайте минобрнауки.рф/департаменты/384

 

В течение года

Повышение компетентности педагога-психолога в вопросах профилактики аутоагрессивного поведения несовершеннолетних

Работа с почтовым ресурсом spasti-ot-propasti@yandex.ru

 

В течение года

 

           

Педагог-психолог:                                Иванова Ю.Ю.