Версия для слабовидящих

 

       

 

 

директор МБОУ "Мастахская СОШ"

Баишева Маргарита Прокопьевна

     
 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П.Егорова"

села Мастах Кобяйского района  Республики Саха (Якутия)

 

Утверждаю:

Директор МБОУ «Мастахская СОШ

имени Н.П.Егорова» М.П.Баишева /__________/

«___»_______________2018 г.

 

 

 

Программа  

психолого-педагогического сопровождения

процесса адаптации детей-первоклассников

к обучению в школе

на 2018-2019 уч. год


Цель программы:

Ø  Создание педагогических и социально-психологических условий для первоклассников, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в данной им педагогической среде.

 

Основные задачи:


1. Определение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося первого класса для своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у него  в процессе обучения, общения и в психическом состоянии.
2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-формирующую и развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

 

Актуальность программы:


В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
        Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
        При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
        Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму.

       Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие наличия новых психологических качеств.

Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность и т. п.
Неадаптированность других обучающихся к школе может быть связана с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

       Третья группа ребят, пришедших в школу и испытывающих проблемы в адаптации к обучению – дети с низким уровнем развития познавательных процессов, низкой мотивацией к обучению и/или обладающие слабым интеллектом.

        Каждому ребёнку из перечисленных групп необходимо оказать комплексную психолого-педагогическую помощь - от выявления причины дезадаптации до коррекции или формирования необходимых навыков.
        Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.
         Психологическая программа направлена на помощь первоклассникам в адаптации к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.

Длительность программы 1 год

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год, а также в рамках элективного курса «Уйул5а».

Программу реализует педагог-психолог Иванова Юлия Юрьевна

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения и психологического обследования

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей

Планируемые результаты

 К концу учебного года у первоклассников должны сформироваться следующие умения и навыки:

Ø  эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

Ø  чувство единства, умение действовать согласованно;

Ø  готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

Ø  устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

Ø  адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;

Ø  адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Помимо перечисленного, учащиеся, оканчивающие 1 класс, должны уметь:

Ø  признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

Ø  сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

Ø  выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

Ø  анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

Ø  контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

Ø  работать самостоятельно в парах, в группах.

 По завершению учебного года все первоклассники должны полностью адаптироваться к школьному обучению.

 

Список литературы, использованной при разработке программы

  1. Т. В. Артемьева. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013.- 157с. (электронная версия)
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997. (электронная версия)
  3. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. Авторы: А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. Под ред. П.Г. Нежнова. — Томск: «Пеленг», 1993. - 69 с. (электронная версия)

  

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Содержание  работы

Формы и методы

Сроки проведения

Предполагаемый результат

1.Наблюдение за процессом адаптации учащихся 1 классов (на первичном и вторичном этапе).

Целевое посещение уроков, наблюдение.

По 1-2 урока в четверть

Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном и вторичном этапах.

2.Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников.

1. Анкетирование учителя «Степень усвоения школьной программы учащимися 1 класса»

октябрь, апрель

Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации 

2. Опрос родителей «Самочувствие моего ребёнка, его адаптация к школе»

октябрь

 

3. Диагностика учащихся по методикам: Тест «Мотивационная готовность» А. Л. Венгер; «Оценка школьной мотивации» Автор Н. Г. Лусканова; Проективный тест «Домики» автор Орехова О. А.;

Октябрь,

 

Октябрь, март

4. Определение готовности воспитанников дошкольной подготовительной группы к обучению в школе с помощью методики «Ориентационный тест школьной зрелости Керна— Йирасека»

Апрель

 

3.Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.

 

1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися (групповые или индивидуальные) в рамках элективного курса «Уйул5а»

 

 

 

 

сентябрь-май

Формирование психологического

статуса школьника у

первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы,
преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.

4.Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников.

 

 

 

 

 

 

1.Общее родительское собрание: «Трудности первых месяцев обучения в школе».

октябрь

Повышение психологической компетентности в вопросах

переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности  за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.

2.Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей в школе».

ноябрь

3.Родительское собрание: «Итоги адаптации детей в школе».

апрель

4.Индивидуальное консультирование

в течение года

5. Собрание для родителей будущих первоклассников: «Готов ли Ваш ребёнок к школе».

май-

август

5.Консультационная и просветительская работа с педагогами

 

 

 

 

 

 

1.Лекция: «Кризис 7 лет. Возрастные особенности. Трудности адаптации».

сентябрь

Повышение психологической компетентности в вопросах

переживаемого детьми периода.

2.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации.

в течение года

3.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.

в течение года

 

6.Методическая и аналитическая  работа.

 

 

 

1. Подготовка опросников, анкет, тестов, материалов для проведения групповых занятий.

сентябрь

Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.

Осмысление результатов

проведённой работы.

2. Подготовка к собраниям, консультациям, коррекционно-развивающим занятиям.

в течение года

3.Обработка диагностики. Анализ деятельности.

в течение года

 

Педагог-психолог:   Иванова Ю.Ю.